Вождение автомобиля при сахарном диабете: меры предосторожности

Противопоказания при сахарном диабете при вождение автомобилем

Вождение автомобиля при сахарном диабете: меры предосторожности

Вы читаете статью 1997 года.

Трудно представить, какой стала бы наша жизнь, если бы полтора века назад не был изобретен автомобиль.

Сегодня собственная машина — уже не только признак обеспеченности и материального благополучия, для многих она — необходимое условие, чтобы успеть справиться со всеми служебными обязанностями, содержать в порядке дачу, заботиться о старых родителях в деревне. Автомобиль уже не роскошь.

Его покупают, подчас жертвуя многими другими благами. Но без водительских прав «железный друг» — не более чем блестящий сувенир под окнами.

И хотя некоторые бесшабашные молодые люди доказывали мне, что ездить можно и без прав, большинство все же предпочитают действовать законным путем: окончить водительские курсы, получить медицинскую справку, а затем сдать экзамен в ГАИ. Что и говорить, все эти хлопоты очень непростые, тем более если есть проблемы со здоровьем.

Согласно приказу № 84 Министерства здравоохранения Беларуси от 6 апреля 1993 года утвержден перечень заболеваний, являющихся прямым противопоказанием к приобретению водительских прав. К ним относятся, например, пороки сердца, эпилепсия, глаукома, геморрой, варикозное расширение вен и многие другие.

В недавнем прошлом в этот списке находился и сахарный диабет. Почему? В Республиканском консультационном эндокринологическом центре мне объяснили, что раньше у наших больных были в основном в распоряжении инсулины низкой степени очистки, действие которых точно спрогнозировать было невозможно. Это очень затрудняло достижение стойкой компенсации диабета.

Сегодня подобные проблемы, как правило, не возникают.

К тому же больные в большинстве своем стали более грамотные, хорошо разбираются в сущности недуга, умеют его контролировать. Исчезли из разряда дефицитных одноразовые шприцы, шприц-ручки, средства самоконтроля. Все это позволяет диабетикам уверенно чувствовать себя за рулем автомобиля.

Как рассказала заведующая отделением по освидетельствованию водителей при 24-й минской поликлинике Нелли Алексеевна КЕДО, сегодня больной сахарным диабетом вне зависимости от типа своего заболевания может получить водительские права по категориям «А» (управление мотоциклом, мотороллером, мопедом) и «В» (управление индивидуальным легковым автотранспортом без права работы по найму).

Главное условие для этого — добиться стойкой и длительной компенсации диабета. Вопрос о допуске в каждом случае решается индивидуально на основании заключения врача-эндокринолога. В нем указываются течение заболевания, осложнения, склонность к коматозным состояниям.

Такое заключение нужно представить в комиссию по освидетельствованию водителей, после чего выдается справка, срок действия которой — 2 года.

Больные с декомпенсированным сахарным диабетом, склонные к развитию гипогликемических состояний, к управлению автотранспортом не допускаются.

Мне удалось встретиться и поговорить с человеком, который болен инсулинозависимым сахарным диабетом уже 15 лет, 10 из них он водит машину, причем ни разу не попал в ДТП (дорожно-транспортное происшествие). Этот мужчина признался, что, когда получал водительские права, ему пришлось скрыть свой диагноз.

На всякий случай, всеми правдами и неправдами, его примеру и сегодня следуют многие диабетики. И напрасно… Законная медицинская справка, открывающая вам «зеленый свет» на автодорогах, без сокрытия серьезного заболевания — это гарантия безопасности для вас лично и ваших пассажиров.

Вот только одна загвоздка: в «шоферской» поликлинике мне назвали срок ее действия — 2 года, но диабетики утверждают, что в ГАИ у них требуют предъявлять такую справку ежегодно — нервотрепка, потеря времени, «комплекс дискриминации»… Непорядок.

Впрочем, главврач 24-й поликлиники Владимир Иванович Апрелев мне подсказал, что во вверенном ему заведении существует конфликтная комиссия, в состав которой входят все главные специалисты горздрава.

И если человек считает, что ему необоснованно отказали в праве водить автомобиль или устраивают волокиту с медицинской справкой, он может обратиться в этот компетентный «третейский суд».

Из бесед с людьми, имеющими немалый водительский и диабетический стаж, а также порасспросив врачей-эндокринологов, мы сформулировали несколько полезных советов для начинающих автолюбителей, страдающих сахарным диабетом.

  1. Не стремитесь любыми способами заполучить водительские права. Помните: безопасность на дороге — превыше всего! Если вы склонны к развитию частых гипогликемических состояний с быстрой потерей сознания, не садитесь за руль, не добившись стойкой и длительной компенсации диабета. При обоюдном желании врача и пациента эта проблема решается, как правило, быстро и эффективно.
  2. Даже если степень компенсации высока и состояния гипогликемии бывают редко, отправляясь в дорогу, всегда имейте в бардачке сахар или другие сладкие продукты, печенье, конфеты. В вашем аптечном чемоданчике будет очень уместен шприц-тюбик с глюкагоном. Инъекция этого препарата способна очень быстро вывести больного диабетом из гипогликемического состояния. Пусть будет всегда при вас (в дамской сумочке или в нагрудном кармане пиджака) визитная карточка диабетика, где указан ваш диагноз, тип диабета, домашний адрес и телефон, вид инсулина, которым пользуетесь, а также служебный телефон лечащего врача-эндокринолога.
  3. Если при управлении автомобилем вы почувствовали первые предвестники гипогликемии, доедьте до безопасного места, остановитесь и примите меры для нормализации состояния. Не спешите вновь поворачивать ключ зажигания и давить на газ. Подумайте, не следует ли передать руль одному из пассажиров (если едете не один и попутчик имеет права водителя). Или, может быть, стоит выйти из машины, поставить ее на сигнализацию и попросить прохожих вызвать «скорую». Никогда не рискуйте добираться к месту, где вам окажут экстренную медицинскую помощь, за рулем автомобиля.
  4. Вождение автомобиля — это повышенная нервная и физическая нагрузка. В дороге требуются острота внимания и высокая скорость реакции. Поэтому перед тем, как сесть за руль, следует употребить в пищу побольше углеводов, а дозу инсулина, наоборот, снизить.
  5. Если вы проводите в дороге несколько часов, постарайтесь принимать пищу каждые 3 часа, чередуя плотные обеды и ужины с легкими закусками. Не забывайте об инъекциях инсулина и контроле за уровнем сахара.
  6. Помните, что сахар в крови повышается не ранее чем через 20 минут после приема пищи. Следовательно, не стоит садиться за руль сразу после еды.

Ирина РЫЖАНКОВА. в журнале «Здоровье и успех», № 6 за 1997 год.

Источник: https://diabet.zydus.su/protivopokazanija-pri-saharnom-diabete-pri-vozhdenie-avtomobilem/

Диабет и вождение автомобиля: правила безопасности и первой помощи при приступе гипогликемии

Вождение автомобиля при сахарном диабете: меры предосторожности

Сахарный диабет представляет собой группу определенных тяжелых заболеваний, которые развиваются на фоне недостаточной выработки или вовсе полного отсутствия гормона поджелудочной железы – инсулина.

Результатом данного недуга является увеличение концентрации глюкозы в крови. К сожалению, людям, страдающим диабетом, очень сложно вести нормальную жизнь.

Болезнь затрагивает многие аспекты жизнедеятельности, из-за чего человек вынужден отказываться от каких-либо действий или привычек. В некоторых случаях недуг просто накладывает отпечаток на все сферы жизни человека. Для многих людей, которым был поставлен этот диагноз, актуальным является вопрос: можно ли при диабете водить машину?

Можно ли работать водителем при сахарном диабете 2 типа?

Еще несколько лет назад водительские права при диабете было получить очень сложно. Но вот на сегодняшний день вождение автомобиля при диабете является вполне обычным явлением. Важно не забывать о том, что во время вождения на водителя накладывается огромная ответственность за свою жизнь и жизни пассажиров, которые находятся в автомобилях-участниках дорожного движения.

Главными критериями, которые определяют возможность вождения автомобиля при сахарном диабете, являются:

  • тип и тяжесть недуга;
  • наличие серьезных осложнений, которые могут оказывать влияние на управление транспортом;
  • психологическая готовность больного к такой большой ответственности;
  • вероятность возникновения внезапной гипогликемии.

Важно заметить, что последний критерий имеет наибольшую серьезность и значимость.

Если у водителя случится внезапное снижение содержания сахара в крови, то это может угрожать большой опасностью не только для него, но и для других участников движения.

Именно по данной причине еще несколько лет назад таким лицам права не выдавались вообще. К ним можно отнести больных, которые используют инсулин и специальные препараты сульфатмочевины. Поэтому для того, чтобы ответить на вопрос о том, можно ли с сахарным диабетом работать водителем, необходимо разобраться в тяжести заболевания.

Каждый человек, страдающий диабетом, должен непременно пройти специальную комиссию в соответствии с существующими требованиями медицинской справки автолюбителя.

Если у пациента нет осложнений, а также нет серьезных препятствий и других рекомендаций со стороны квалифицированного специалиста, то ему выдают водительские права. Как правило, это документ на управление автомобилями категории В (легковой автомобиль вместимостью до восьми человек).

Если, к примеру, водитель автобуса узнал о наличии у него диабета, то он непременно должен сообщить об этом своему начальству. Если же этого не сделать, то можно подвергнуть серьезной опасности жизни людей, находящихся в транспортном средстве.

Требования к получению водительских прав

На сегодняшний день каждый больной интересуется, так можно ли управлять автомобилем при сахарном диабете?

Здесь можно ответить следующее: практически у каждого человека с данным заболеванием имеется личное транспортное средство. Это дает ему определенные привилегии: он может ездить на работу, на природу с семьей, путешествовать, а также совершать поездки в дальние населенные пункты.

В некоторых странах мира данное распространенное заболевание относится к тем тяжелым заболеваниям, при которых категорически запрещено садиться за руль транспортного средства. Этот опасный недуг считается по тяжести таким же, как, к примеру, сердечно-сосудистые заболевания, порок сердца и даже эпилепсия.

Немногие неосведомленные люди считают, что вождение транспортного средства и сахарный диабет – вещи совершенно несовместимые. Но это не так. Лица, страдающие данным недугом, имеют полное право водить автомобиль. Если они получат разрешение лечащего доктора-эндокринолога и ГИБДД, то могут спокойно водить транспортное средство.

Существует перечень определенных требований, которые обязательно предъявляются при получении водительских прав лицам, страдающим сахарным диабетом:

  • больной диабетом может получить права категории В, что говорит о том, что ему разрешается управлять только легковыми автомобилями;
  • диабетику разрешается управлять автомобилем, масса которого не более 3500 кг;
  • если автомобиль имеет более восьми пассажирских сидений, то больному диабетом категорически запрещено управлять ним.

Во всех отдельных случаях обязательно должно рассматриваться состояние здоровья больного. Права лицам, страдающим сахарным диабетом, обычно выдаются только на три года. Это обусловлено тем, что человек обязан регулярно обследоваться у личного специалиста и сообщать о результатах, возможных осложнениях, а также о негативных последствиях данного заболевания.

Диабетикам при гипогликемии обязательно нужно иметь при себе продукты питания, которые существенно повышают уровень сахара. Это может пригодиться в случае, когда он резко падает, и человек может неожиданно потерять сознание прямо за рулем автомобиля.

Правила безопасности для диабетиков за рулем

Так можно ли работать водителем при сахарном диабете разных типов? Ответ прост: можно, но только при соблюдении определенных правил безопасности на дороге.

Сахарный диабет вовсе не является поводом для того, чтобы отказать себе в удовольствии управлять любимым автомобилем.

Но не следует забывать о том, что любая дорога – очень опасное и непредсказуемое место, во время движения по которому нужно быть предельно внимательным и бдительным. Для того, чтобы полностью исключить риск во время поездки, необходимо соблюдать некоторые простые и понятные правила поведения на дороге.

Перед каждой поездкой обязательно нужно тщательно проверять аптечку, которая, помимо стандартного набора медикаментов, должна содержать глюкометр.

Если больной отмечает у себя хотя бы минимальные изменения самочувствия, то ему необходимо немедленно остановить транспортное средство для того, чтобы проверить процент глюкозы.

В случае, если на определенном отрезке пути нельзя остановиться, то нужно просто включить аварийку и выбрать подходящее место для остановки.

Важно запомнить, что продолжать движение при плохом самочувствии категорически запрещено.

Прежде чем садиться за руль обязательно нужно проверить зрение.

Важно убедиться в том, что все предметы на дороге четко видны. Еще одним немаловажным моментом является то, что нельзя садиться за руль в первые несколько дней после назначения нового лечения, особенно, если были прописаны препараты с неизвестными побочными действиями.

Так можно ли с сахарным диабетом получить права? Это возможно только в том случае, если нет никаких серьезных осложнений, влияющих на возможность управления транспортным средством.

При обнаружении сахарного диабета обязательно нужно узнать противопоказания при действующей профессии. Это нужно для того, чтобы полностью исключить риск нанесения вреда другим людям или имуществу.

Сахарный диабет и водительские права: как совместить?

Если у водителя плохое самочувствие, то не стоит садиться за руль. Как правило, многие диабетики прекрасно понимают собственный организм и умеют прислушиваться к нему.

Если человек чувствует, что не сможет выдержать предстоящую поездку, то лучше вовсе отказаться от нее.

Это поможет максимально обезопасить не только собственную жизнь, но и жизни пассажиров, которые должны были находиться рядом в машине.

Есть несколько советов, которые помогут избежать пониженных показателей концентрации сахара в крови во время управления транспортным средством:

  1. перед выездом из дома нужно измерить уровень сахара. Если он очень понижен, то следует немедленно съесть продукт с простыми углеводами, к примеру, сладкий десерт. Ни в коем случае не нужно выезжать из дома до тех пор, пока уровень сахара не придет в норму;
  2. обязательно нужно вести подробный отчет обо всех съеденных углеводах. Это нужно делать для того, чтобы были письменные сведения, подтверждающие скрупулезное и серьезное отношение к сахарному диабету на случай ДТП;
  3. очень важно всегда держать поблизости таблетки глюкозы, сладкую воду или булочку. В крайнем случае, рядом должны быть мюсли быстрого приготовления с фруктами;
  4. во время длительного путешествия обязательно нужно устраивать перерывы через каждые два часа. Также нужно вести контроль уровня сахара.

Диабет и водитель – совместимые понятия только в том случае, если человек ответственно подходит к своей болезни. Очень важно придерживаться определенных правил и требований, которые помогут максимально обезопасить собственную жизнь во время поездки.

Важно запомнить, что больные со склонностью к понижению глюкозы должны периодически посещать своего лечащего врача. Окончательное заключение о результатах обследования у эндокринолога о тяжести заболевания и склонности к осложнениям дается только на два года.

Кружечка сладкого чая – один из способов борьбы с приступом гипогликемии. О других способах нормализации состояния смотрите в видео:

Данная статья является долгожданным ответом на вопросы многих больных, касающиеся водительских прав при диабете. Как известно, запрет на вождение автомобиля при сахарном диабете уже давно снят. Отныне, если у пациента нет никаких осложнений, он может водить транспортное средство. Это же касается и людей, которые работают водителями.

При этом не стоит забывать о перечне правил, требований и рекомендаций, которые помогают сделать любую поездку не только комфортной, но и безопасной.

Обязательно нужно регулярно обследоваться у доктора, сдавать все необходимые анализы, измерять уровень сахара, а также принимать соответствующие препараты.

Эти немаловажные моменты помогут сгладить острые проявления недуга, чтобы они не мешали вести полноценную и здоровую жизнь.

Источник: https://diabet24.guru/zhizn-s-diabetom/mozhno-li-vodit-mashinu.html

Сахарный диабет и вождение автомобиля

Вождение автомобиля при сахарном диабете: меры предосторожности

29 ноября 2019.

Сам по себе диагноз сахарный диабет не является противопоказанием к любительскому вождению.

Обычно водитель, имеющий сахарный диабет (СД), чаще направляется на медкомиссию для своевременного выявления осложнений СД, которые могут быть ограничениями к вождению.

Такие ограничения возникают при развитии поздних осложнений: ретинопатии, приводящей к снижению или потере зрения, периферической полинейропатии – поражении нервных волокон ног с потерей чувствительности, при развитии синдрома диабетической стопы, когда для заживления язвенного дефекта необходимо длительная разгрузка конечности, или в случае ампутации конечности (автомобиль с автоматической коробкой передач значительно безопаснее для пациентов с нейропатией различной степени тяжести, но всё же необходимо чувствовать педали).

Другая ситуация, которая может послужить препятствием для вождения автомобиля, – лабильное течение СД с частыми гипогликемиями (в том числе с тяжелыми – с нарушением сознания и отсутствием распознавания симптомов гипогликемии). В этом случае вождение становится крайне опасным как для самого водителя, так и для других участников дорожного движения.

Кроме того, отсутствие компенсации СД также является противопоказанием для вождения. Необходимо помнить о том, что пациенты с СД чаще страдают артериальной гипертензией, ишемической болезнью сердца и т.д., что также может являться препятствием для вождения.

Отдельно стоят профессиональные водители транспортных средств. Сахарный диабет, требующий назначения инсулинотерапии (СД 1 типа, определённые случаи СД 2 типа или специфического СД), наличие осложнений СД, некомпенсированный СД — являются противопоказанием для профессиональной деятельности.

Важно!  Не садитесь за руль, не добившись стойкой и длительной компенсации диабета!

Чего следует опасаться?

Основная  потенциально опасная проблема, с которой может столкнуться водитель с СД,  – это гипогликемия (снижение уровня глюкозы в крови ниже нормы).

При этом возникает головокружение, озноб, учащенное сердцебиение, беспокойство, снижается концентрация и внимание. В худшем случае может произойти потеря сознания.

По статистике, у водителей с СД дорожно-транспортные происшествия случаются на 30% чаще в основном именно из-за гипогликемии.  Чтобы свести такую вероятность к минимуму нужно соблюдать ряд правил.

Основные правила для более безопасного вождения

  • В салоне автомобиля  всегда должны находиться под рукой глюкометр и тест-полоски, продукты питания и напитки, которые помогут быстро снять приступ гипогликемии (соки, сахар (рафинад), таблетки или гель с глюкозой с глюкозой).
  • Держите легкоусвояемые углеводы (сахар, сок или сладкий напиток) как можно ближе к себе – на центральной консоли или переднем пассажирском сидении. Не стоит хранить их в отделении для перчаток или багажнике.
  • Ваши постоянные спутники должны знать, где в машине можно найти легкоусвояемые углеводы.
  • Перед каждой поездкой обязательно измеряйте уровень глюкозы крови. При низких значениях гликемии (ниже 5,5-6 ммоль/л) съешьте любой разрешенный лечащим врачом продукт с «быстрыми» углеводами. Возите с собой небольшой «аварийный» запас, например, печенье или хлебцы.
  • Не стоит начинать движение, если вы чувствуете предвестники гипогликемии или только что ее купировали.  Не выезжайте на трассу, пока глюкоза не придет в норму.
  • Во время поездки аккуратно соблюдайте привычный режим питания и введения инсулина, не пропуская ни одного очередного приема пищи.
  •  Избегайте переутомления.

     Через каждые 1,5-2 часа езды желательно делать остановки, немного походить, перекусить и попить. Планируйте поездку так, чтобы вы могли большую часть пути преодолеть в светлое время суток. Старайтесь без крайней нужды не ездить ночью.

  • Желательно измерять уровень глюкозы во время остановок и записывать в блокнот показатели глюкометра.

    Нельзя проводить самоконтроль в процессе езды.

  • Не стоит садиться за руль, если у вас был длительный перерыв между приемами пищи и нет возможности измерить уровень глюкозы.

  • Соблюдайте осторожность за рулем в первые несколько дней после назначения нового лечения или препаратов (если вы сменили таблетированные препараты, перешли на инсулинотерапию или с 2 инъекций инсулина на 4-5 в день, или если врач изменил тип и дозу инсулина). Не садитесь за руль, пока не привыкнете к новым лекарствам.
  • Кроме удостоверения личности, водительских прав и документов на автомобиль, всегда имейте при себе карточку (удостоверение) диабетика и заряженный мобильный телефон.
  • Для дополнительной безопасности можно носить медицинский браслет/брелок/кулон с вашими данными и информацией о вашем заболевании
  • Никогда не оставляйте инсулин и тест-полоски в машине надолго. Помните, что они крайне чувствительны к высокой и низкой температурам. Всегда уточняйте информацию о хранении инсулина в руководстве пользователя.
  • Если вы неожиданно почувствовали себя плохо  (слабость, головокружение), сразу же остановите машину в безопасном месте и выключите зажигание. Если вы оказались в городском трафике, прижмитесь к обочине или бордюру и включите аварийную сигнализацию. Сразу выпейте 200 мл сока или съешьте три-четыре кусочка сахара. После этого измерьте уровень глюкозы.

    Если вы убедились, что он низкий, дополнительно примите 10-12 грамм углеводов и через 15-20 минут повторите тест. Можно дополнительно съесть небольшой бутерброд или фрукт (яблоко) Подождите не менее 15 минут после исчезновения симптомов гипогликемии и убедитесь, что уровень глюкозы в норме и вы хорошо себя чувствуете, прежде чем вернуться на дорогу.

  • Если самочувствие не улучшается, звоните в «скорую» и дождитесь помощи. Или же обратитесь к сотруднику ДПС. Не скрывайте наличие заболевания, напротив, в первую очередь сообщите о том, что у вас диабет. Вам обязательно помогут.
  • Ну и, конечно, следует соблюдать общие правила безопасности на дороге.

Удачной Вам дороги!

Врач-зндокринолог Исачкина О.Н.

Источник: http://www.10gkb.by/informatsiya/stati/sakharnyj-diabet-i-vozhdenie-avtomobilya

ПроДиабет
Добавить комментарий